Трубопроводная арматура

1. Классификация и конструкционные особенности

Трубопроводная арматура различается прежде всего по выполняемым функциям:

запорная предназначена для перекрытия потоков среды;

регулирующая – для регулирования параметров среды изменением расхода;

распределительная – для перенаправления потоков среды;

предохранительная – для ограничения давления в системе;

защитная – для перекрытия обратных потоков.

В зависимости от рабочей среды различается трубопроводная арматура для воды и пара, газовая, вакуумная, химическая, для нефтепродуктов.

Важнейшими параметрами арматуры являются ее пропускная способность, определяемая условным диаметром dy, температура окружающей среды и рабочей среды, предельное давление.

Привод арматуры осуществляется вручную, вращением маховика или рукоятки, насаженных на шпиндель непосредственно или через редуктор, или приводом: электрическим, гидравлическим, пневматическим.

В зависимости от сечения канала различают полнопроходную и неполнопроходную арматуру.

По конструкции присоединительных патрубков различают:

фланцевую;

муфтовую с внутренней резьбой;

штуцерную с внешней резьбой;

под приварку;

Управляющий элемент (вал или шток) образует подвижное соединение в корпусе.

По способу его герметизации арматура подразделяется на сальниковую, сильфонную, мембранную, шланговую.

Основные конструкционные типы арматуры — задвижки, клапаны и краны.

В задвижке запорный орган перемещается вдоль уплотнительных поверхностей корпуса перпендикулярно оси потока среды.

Задвижки подразделяются на клиновые и параллельные. Клиновая задвижка имеет запорный орган, в котором уплотнительные поверхности расположены под углом друг к другу. Клин может быть цельным, упругим или двухдисковым. Уплотнительные поверхности рабочего органа параллельной задвижки расположены параллельно друг другу. Параллельная задвижка может быть шиберной (однодисковой) или двухдисковой.

По характеру движения шпинделя различают задвижки с выдвижным шпинделем или штоком, которые при открытии и закрытии задвижки движутся вращательно-поступательно, и задвижки с невыдвижным шпинделем, который совершает только вращательное движение.

Клапан – арматура с запорным или регулирующим органом, перемещающимся вдоль центральной оси, расположенной под углом к оси потока среды, или поворачивающимся вокруг оси, перпендикулярной оси потока. Клапаны имеют большое число разновидностей.

Вентиль — это клапан, запорный или регулирующий орган которого перемещается при помощи резьбовой пары вдоль центральной оси уплотнительной поверхности.

Затвор имеет запорный или регулирующий орган в виде диска, поворачивающегося на оси, находящейся в проходе.

По функциональному назначению клапаны подразделяются на следующие типы: предохранительные, перепускные, отсечные, обратные, регуляторы давления.

Предохранительный клапан предназначен для автоматического сброса среды при повышении (в замкнутом пространстве) давления среды сверх установленного. По методу нагружения предохранительные клапаны подразделяются на грузовые и пружинные.

Перепускные клапаны предназначены для поддержания давления среды на требуемом уровне путем перепуска ее через ответвление трубопровода.

Отсечные клапаны предназначены для быстрого перекрытия потока среды.

Обратные клапаны предназначены для предотвращения образования обратного потока среды. По конструкции подразделяются на подъемные и поворотные.

Регулятор давления предназначен для автоматического поддержания давления, автономно, без посторонних источников энергии. Различают регуляторы давления “до себя” и “после себя” — в зависимости от того, на каком участке трубопровода (до регулятора или после него по направлению движения потока) обеспечивается поддержание давления.

В некоторых конструкциях клапанов пружиной (или грузом) обеспечивается открытие или закрытие прохода, когда действие перестановочного усилия прекращается. По этому признаку клапаны подразделяются на нормально открытые (НО), проход в котором открывается при прекращении действия перестановочного усилия, и нормально закрытые (НЗ), проход в котором закрывается при прекращении действия перестановочного усилия.

Кран имеет рабочий орган в форме тела вращения, поворачивающегося вокруг оси, перпендикулярной оси потока среды.

Краны подразделяются на проходные и пробно-спускные. Пробно-спускные краны имеют один присоединительный патрубок и прямой или изогнутый спуск.

По конструкции краны подразделяются на конусные, цилиндрические и шаровые. Краны могут быть двух- или трехходовыми в зависимости от числа рабочих положений пробки. Конусные краны могут быть сальниковыми и натяжными в зависимости от того, как создается натяжение запорного органа: сальником в верхней части корпуса или гайкой в нижней его части.

Помимо основных типов имеются конструкции арматуры, предназначенные для выполнения различных функций, в том числе конденсатоотводчики, фильтры, указатели уровня.

2. Обозначение трубопроводной арматуры

Существует несколько систем обозначения трубопроводной арматуры. В наиболее распространенной обозначение имеет следующий вид: 30ч6бр, 31с912нж, 15кч16п, 19ч21бр...

Здесь первые две цифры — тип арматуры:

11 – кран;

13,14,15 — вентиль запорный;

16 — клапан обратный подъемный;

17 — клапан предохранительный;

18, 21 – регулятор давления;

19 — клапан обратный поворотный, клапан герметичный;

30, 31 — задвижка;

32 — затвор поворотный дисковый.

Буквы за цифрами— материал корпуса:

Ч — чугун;

КЧ — ковкий чугун;

С — сталь;

НЖ — нержавеющая сталь;

ЛС — легированная сталь;

Б — латунь, бронза.

Цифры после букв — конструктивные особенности и вид привода:

одна или две цифры —номер модели (ручной привод); три цифры:

первая— вид привода:

9—электрический;

8—электромагнитный;

7—гидравлический;

6—пневматический;

5—механический с коническим редуктором;

3,4— механический с редуктором;

0—под дистанционное управление.

Последние буквы—материал уплотнительных поверхностей или внутреннее покрытие корпуса:

Б, БР—латунь, бронза;

С—углеродистая сталь;

НЖ—нержавеющая сталь;

Р — резина;

П — пластмасса;

ЭМ – эмаль.

3. Электроприводы арматуры

Предназначены для дистанционного и автоматического управления запорной арматурой. Обозначение состоит из 2 букв (НА, ВА, НБ, ВБ…НД ) и номера.

Первая буква—исполнение: общепромыщленное (Н) или взрывозащищенное (В).

Вторая буква— типоразмер: от А до Д. Определяет крутящий момент на валу привода. Приводы одного типа с разными номерами различаются по моменту, числу оборотов выходного вала, необходимому для закрытия/открытия арматуры, и исполнению ввода контрольного кабеля.

 
Please wait while JT SlideShow is loading images...
Оф.дилеры